Популярное за 7 дней
Митрополит Запорожский Лука приглашает на онлайн-встречу
26.08.23 09:48
Почему Бог назван Богом?
22.08.23 13:56
Обязательно ли нужно креститься, проходя или проезжая мимо храма?
27.08.23 13:08
Текст службы Успения с переводом и объяснениями
26.08.23 15:38
Если пропустил постный день, можно ли попоститься в другой?
23.08.23 14:54
Митр. Антоний (Паканич): Бесстрастие – самая востребованная добродетель
22.08.23 13:47
Смягчение канонических наказаний: икономия и акривия
23.08.23 10:41
Предстоятелю и управляющему делами УПЦ запрещен доступ на территорию Лавры
22.08.23 07:47
Митр. Антоний (Паканич): Богородица всегда будет с нами
28.08.23 08:54
28 августа — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
28.08.23 08:54
Золотая мозаика
Ирина Языкова заметила: «…мозаика отражает представление о Небесном Иерусалиме. Небесный Иерусалим в Книге ‟Откровения” Иоанна Богослова ведь описан как город, сложенный из драгоценных камней, чистого золота, прозрачного стекла. Это практически описание мозаики» .
Фокус ошеломляющего эффекта мозаики, выложенной из смальты, объясняют несколькими ее особенностями. Дробление смальты дает кусочки разного размера. К тому же колотые фрагменты смальты действуют как преломляющие свет линзы. Замечательно, что мастера-мозаичисты могли выкладывать стеклянные кубики как ровно, так и под углом . Наталья Шередега задается вопросом и отвечает: «Почему они вдавлены в грунт под разными углами? Для того чтобы падающий… свет, отражаясь от них, создавал некую особую зону, наполненную сиянием прямо перед фигурами святых. Мы знаем с вами, что в убранстве храма мозаики, как правило, располагались в апсиде (самой главной алтарной части храма) и на предалтарных столбах. Все это было на криволинейных поверхностях, чтобы пространство заполнялось сияющим золотым светом» . «Нерушимая стена» киевская, Богородица Оранта в соборе Святой Софии как раз в таком золотом ореоле молитвенно возносит свои руки. Известно, что почти половину всей мозаики в убранстве Софии Киевской составляет именно мозаика золотая. (Подробнее о мозаиках великой Софии Киевской здесь.)
Посмотрите, каким высоким было мастерство автора золотофонного образа Святого Дмитрия Солунского! Большое счастье, что мы можем видеть сегодня этот мозаичный шедевр из древнего киевского собора Михайловского Златоверхого монастыря, ведь в 1935–1936 годах собор был разрушен. Эту и еще несколько мозаик удалось снять со стен храма и перенести на другую основу, перед тем как тот был снесен.
Золотое письмо
В древних иконах еще сохранились золотые линии, которыми могут светиться одежды, оклады книг Священного Писания, ангельские крылья, изящными прядями уложенные волосы Божьих посланников.
«Ангел Златые власы» – так называют древнерусскую икону Архангела Гавриила, при взгляде на которую душа умиляется и обращается к Небу. А ведь это лишь отблеск того праздничного образа, который был создан изначально. Фон его был совсем не зеленым, как сейчас, а блистал золотом. Остается довериться собственному воображению, чтобы представить это великолепие. Легкие золотые нити в переплетенных волнистых волосах, золотые лучи на одежде – лишь остатки драгоценного украшения этого возвышенного и печального Ангела.
Еще более светлый, лучезарный Архангел Гавриил из «Устюжского Благовещения» с радостью устремлен с благой вестью к Богородице. На самом деле икона происходит не из Великого Устюга, а относится к новгородскому наследию. Она сверкала бы подобно солнышку, однако утратила большую часть своего золотого фона .
Совсем иной – строгий и величественный – предстает перед нами Нерукотворный Спас, где темные волосы Христа пролинованы золотистыми прядками четко и ритмично. Высокая упорядоченность и спокойная сила живут в данном образе.
Эти чудесные памятники Древней Руси принадлежат к XII веку, поистине веку золотому в культуре молодого христианского государства, и относятся к неповторимому наследию домонгольского периода.
Нельзя здесь не сказать об иконе, которую около 1130 года привезли в Киевскую Русь из Константинополя. До того, как ее вывезли во Владимир, она находилась в Богородичном монастыре Вышгорода, откуда и получила свое наименование «Вышгородская Богородица». Перед нами известная всем икона Владимирской Богородицы «Умиление». Она многое повидала на своем веку, но и сегодня сияет. Золотым первоначально был ее фон, золотые ленты моделируют одеяние маленького Спасителя, золотые звезды и линии украшают мафорий Богородицы.
Очень бы хотелось называть полосы сусального золота, а также тонкие золотые лучи и нити одним красивым словом «ассист», но тогда мы повторим распространенную ошибку, неоднократно воспроизводимую в литературе. Ведь на самом деле ассист – специальный раствор, на который накладываются тонкие полоски сусального золота. Само же такое золочение иконы поверх красочного слоя называется менее благозвучным, но правильным термином – «инокопь» .
Владимирская икона Божией Матери [ИМАП(фон)]
Икона ручной работы иконописной мастерской Псково-Печерского монастыря. Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Согласно преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление». Младенец Христос припал щекой к щеке Пресвятой Богородицы. Между Пречистой Девой Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Такую же любовь являет Богородица и ко всем людям, ради которых Спаситель пришел на землю.
Владимирская икона Божией Матери не раз спасала Святую Русь. В тяжкие времена крестные ходы и всенародные молебны с этой иконой приносили избавление от вражеских нашествий, смуты, раскола, эпидемий; перед этим образом проходило венчание русских монархов на царство, приносили присягу на верность.
Божия Матерь испокон веков почиталась на Руси Заступницей не только христиан, но и православного государства. К Ее прославленному образу обращаются в самых разных нуждах: об исцелении; с просьбами о сохранении семьи и благополучии домочадцев; в недоумении, как поступать, когда необходимо в скорые сроки принять важнейшее решение; когда нет успехов в науках, трудах или учебе – об укреплении воли ясности ума; когда близкому человеку угрожает опасность; о покровительстве воинов и защите земель при угрозе войны; во всякой нужде.
Изготовитель:
Иконописные мастерские Псково-Печерского монастыря
Размеры:
17х21 см
Плоская доска из липы со шпонками из дуба
Золочение:
Золочение фона (имитация/поталь)
Артикул
ИМАП(фон)
Материал:
Дерево
Техника исполнения
Ручная работа
Материалы:
- Темпера
- Подготовка
- Лак
Материал золочения:
Поталь (сплав)
Площадь золочения:
Золочение фона (имитация/поталь)
Дополнительно
- Удобное крепление на стену
Возможность установки в киот (опционально)
Размеры (ШxВxГ):
17x21x2. 5 см.
Вес:
480 гр.
Высота:
21см
Ширина:
17см
Иконы ручной работы Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря изготавливаются вручную по авторской технологии в монастырской мастерской. Иконы выполнены на деревянных досках из лиственных пород древесины, в зависимости от размера укрепляются поперечными шпонками. Далее на доски наносится левкас с паволокой*, после чего на подготовленную доску по авторской технике наносится основное изображение высококачественными пигментными красками, стойкими к выцветанию. В дальнейшем икона переходит к мастеру позолотчику который покрывает икону позолотой из натурального золота** и передает икону иконописцу который завершает образ и подписывает икону.
* на плоских (малых, средних) иконах используется укрепленный левкас без паволоки
** в зависимости от типа иконы сусальное золото может быть заменено на имитацию
Мастерские Псково-Печерского монастыря стремятся не только к эстетическому и технологическому совершенству процесса создания иконы.
Просим ваших молитв в наших трудах и благослови вас Господь!
Отзывы не найдены
дизайнов фоновых иконок, тем, шаблонов и загружаемых графических элементов на Dribbble
-
Посмотреть набор иллюстраций Marklogic Marklogic
Marklogic Набор иллюстраций Marklogic
-
Посмотреть милый анимированный шаблон
Симпатичный анимированный узор
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
-
Просмотр элементов пользовательского интерфейса — Свет
Элементы пользовательского интерфейса — Свет
-
Посмотреть декант — Цветовые узоры
Графин — цветные узоры
-
Посмотреть приложение для пылесоса
Приложение для пылесоса
-
Посмотреть проект Тигр .
2
Проект «Тигр» .2
-
Посмотреть пиктограммы Cellebrite
Пиктограммы Cellebrite
-
View Audible Illustrations Concept
Audible Illustrations Concept
-
Посмотреть иллюстрации Meet OSLO
Знакомство с OSLO Иллюстрации
-
Просмотр файлового менеджера
Диспетчер файлов
-
Посмотреть набор иконок из мягкого стекла
Набор иконок из мягкого стекла
-
Посмотреть дизайн новостного приложения
Дизайн новостного приложения
-
Посмотреть иллюстрации ОСЛО
Осло Иллюстрации
-
Посмотреть набор фирменных пиктограмм
Набор фирменных пиктограмм
-
Посмотреть изометрические решения Mini. Часть 4
Изометрические решения Мини. Часть 4
-
Посмотреть Интеллектуальная система управления энергопотреблением здания
Интеллектуальная система управления энергопотреблением здания
-
Посмотреть пакет значков iOS14 — оттенки серого
Набор значков iOS14 — серая шкала
-
Посмотреть анимацию целевой страницы
Анимация целевой страницы
-
Просмотр главного экрана iPhone Cyberpunk 2077 (фон и 40 PNG)
Cyberpunk 2077 домашний экран iPhone (Фон и 40 PNG)
-
Посмотреть аватар пользователя часть 1
Аватар пользователя, часть 1
-
Просмотр значков социальных сетей на заднем плане
Иконки социальных сетей на фоне
-
Посмотреть набор иконок
Набор иконок
-
Посмотреть летнюю коллекцию 2018
Летняя коллекция 2018
-
View Posters — Люди Пейзажи Абстрактные
Плакаты — Люди Пейзажи Абстрактные
Зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
или войти
Загрузка еще.
Золотой фон
Слово «фон» происходит от французского fond (дно, глубина) . Золотой фон выглядит так, будто у него дна нет. Ольга Попова заметила: «Мерцание золота создает впечатление бесконечной и иррациональной пространственной глубины фона… Золото фонов образует плотный барьер, за который невозможно проникнуть человеческому глазу; всякая сцена, изображенная, превращается в таинство»
Исследовательница обращает внимание на такое явление, как фон «сплошной золотой, даже без линии пола или земли». Далее она продолжает: «Фигура… кажется не имеющей земной тяжести и способной к парению» [4, с
50]. А мы посмотрим на византийскую икону, где на золотом поле словно возносятся Святитель Афанасий Александрийский и преподобный Антоний Великий.
Ослепительны золотофонные иконы уже упомянутого монастыря Св. Екатерины на горе Синай. Фигуры сцены Благовещения кажутся прозрачными, легко начертанными поверх пластины из чистого золота. Здесь, как и в синайской «Лествице», золото на золоте блестит. Считается, что в этой изысканной иконе такие символы, как дворец, храм, алтарь, городская стена, башня, врата и райский сад, подразумевают образ Небесного Иерусалима, «путь к которому был открыт в момент Благовещения» .
О Небесном Иерусалиме и его художественном воплощении мы еще поговорим, когда коснемся древнего мозаичного искусства в храмовом пространстве.
Золота стало меньше. Почему?
Когда православная иконопись двинулась в сторону реалистической живописи, золотое пространство стало вытесняться. Этот процесс охватил все православное искусство, в том числе и на украинских землях. Стоит вспомнить такие слова Владимира Овсийчука: «Древняя поэтичность уступает место реальной повествовательности. Колористическая перемена была закономерной – искусство и наука приближались к реальной жизни, их основным объектом стали природа и человек» .
Икона «Рождества Христова» из праздничного ряда иконостаса львовской церкви Святой Параскевы Пятницы еще не утратила фонового золота. Здесь и традиционное золочение, и попытка показать окружающий ландшафт в прямой перспективе, а лики – моделировать светотенью.
Людмила Миляева размышляет: «Можно жалеть, что с конца XVI века украинская икона утратила символико-догматичную силу, которая была присуща ей раньше, с ее условными приемами мистического шифра. Но, очевидно, ход истории меняет человека, его восприятие, гамму чувств и струны, которые их вызывают… Глубоко религиозный художник никогда не сможет во время Интернета стать художником средневековья» .
Насколько способны мы сегодняшние, утомленные и пресыщенные каждодневным визуальным потоком, глубоко воспринять «золотой язык» церковного искусства? Это открытый вопрос. Определенно можно сказать, что золото неизменно. Красивейший материал, вплетенный в «ткань» церковного искусства, не утрачивает своей ценности и благородства со временем, сияя в нимбах, украшениях святых образов и современных иконах Православной Церкви.
Оксана Сьомак
Персоналии:
Князь Евгений Трубецкой – религиозный философ.Ольга Попова – доктор искусствоведения, специалист в сфере византийского искусства.Ирина Языкова – искусствовед, кандидат культурологии. Виктор Бычков – доктор философских наук.Наталья Шередега – заведующая отделом древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.Владимир Овсийчук – доктор искусствоведения.Людмила Миляева – доктор искусствоведения, профессор, специалист в области украинской иконы.
1. Левчук Е. В. Приемы исполнения фаюмских портретов в технике энкаустики I–IV вв. н. э. . URL: https://cyberleninka.ru/article/n/priemy-ispolneniya-fayumskih-portretov-v-tehnike-enkaustiki-i-iv-vv-n-e2. Портрет юноши в золотом венке . URL: https://pushkinmuseum.art/data/fonds/ancient_east/1_1_a/1_1_a_5776/index.php?lang=ru3. Трубецкой Е. Два мира в древнерусской иконописи . URL: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Trubeckoj/dva-mira-v-drevnerusskoj-ikonopisi/ 4. Языкова И. К. История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI–XX века. М., 2014.5. Языкова И. К. Богословие иконы . URL: https://lib.pravmir.ru/library/book/14636. Бычков В. В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.7. Виктор Кутковой. О нимбах . URL: https://azbyka.ru/o-nimbax8. Краткая история византийского искусства . URL: https://arzamas.academy/materials/9189. Филатов В. В. Краткий иконописный иллюстрированный словарь. М.: Просвещение, 1996.10. Икона Благовещение . URL: http://icons.pstgu.ru/icon/276111. Древнерусское искусство домонгольского периода в Третьяковской галерее . URL: https://www.youtube.com/watch?v=epVA93U9BCM12. Гренберг Ю. И. От фаюмского портрета до постимпрессионизма. История технологии станковой живописи: две тысячи лет эволюции. М.: ИД «Искусство», 2004.13. Пути искусства Востока и Запада после разделения . URL: https://www.youtube.com/watch?v=PItn80d-KXQ14. Геннадий Андреев, мастер, владеющий редким искусством флорентийской мозаики . URL: https://www.youtube.com/watch?v=fK23VskWiWA 15. Овсійчук В. Українське малярство X–XVIII століть. Проблеми кольору. Львів: Ін-т народознавства НАН України, 1996.16. Українська ікона XI–XVIII століть: Альбом / Авт. Л. Міляєва, М. Гелитович. К., 2007.17. Інтернет-галерея українського іконопису . URL: ICON.ORG.UA18. Православные мастерские «Русская икона» . URL: https://www.ruicon.ru19. Христианство в искусстве: иконы, фрески, мозаики… . URL: https://www.icon-art.info
Дорогой символ
Все, что мы называем золотым, сразу обретает ценность – будь то «золотые руки» мастера, «золотое сердце» матери или «золотые слова» оратора. Золото хвалили, о его символике размышляли богословы, философы, историки искусства. Как в мозаике есть разные оттенки золота, так и символика золота многообразна.
«Из цветов цвет и из чудес чудо…». Так представлял золото Евгений Трубецкой. «Изо всех цветов один только золотой, солнечный обозначает центр Божественной жизни, а все прочие ее окружение. Один Бог, сияющий «паче солнца», есть Источник царственного света» .
Ольга Попова о смысле золота в иконописи говорила: «Золото в иконах всегда является проявлением невидимого Божественного присутствия во всем мироздании и знаком связи со всем Божественным…». Она также рассуждает о том, что чем больше золота в иконе, тем лучше: «…и совсем не только из-за ее драгоценности и богатства, но главным образом из-за глубины ее символики, так как по христианской символике золото – это Божественный свет» .
«Это одновременно цвет и свет», – характеризует золото Ирина Языкова . А Виктор Бычков называет его одним из источников света в церковной живописи. Золотой свет излучают фон композиции, нимб святого образа и разделка изображенного в красках золотыми лучами и нитями . Рассмотрим эти «золотые светильники» отдельно.